Что мог знать Довлатов о памятнике Ленину в Челябинске?

«Памятник Ленину есть в каждом городе. В любом районном центре. Заказы такого рода — неистощимы. Опытный скульптор может вылепить Ленина вслепую. То есть с завязанными глазами. Хотя бывают и курьезы. В Челябинске, например, произошел такой случай», - читаем у Сергея Довлатова.
Что мог знать Довлатов о памятнике Ленину в Челябинске?
Памятник Ленину в Челябинске. Фото Сергея Белковского

И далее в отрывках, которые легко отыскать в интернете: «В центральном сквере, напротив здания горсовета, должны были установить памятник Ленину. Организовали торжественный митинг. Собралось тысячи полторы народу.

Звучала патетическая музыка. Ораторы произносили речи. Памятник был накрыт серой тканью».

Это все якобы про Челябинск. Впрочем, горожане знают, что у горсовета памятника «вождю мирового пролетариата» в Челябинске на самом деле нет.

Когда сдернули ткань, якобы взору челябинцев предстала такая картина.

«Ленин был изображен в знакомой позе — туриста, голосующего на шоссе. Правая его рука указывала дорогу в будущее. Левую он держал в кармане распахнутого пальто», - читаем у Довлатова.

«Лишь один человек не смеялся. Это был ленинградский скульптор Виктор Дрыжаков. Выражение ужаса на его лице постепенно сменилось гримасой равнодушия и безысходности». Имя этого скульптора вряд ли челябинцам что-то скажет. Они знают другое имя – Головницкого, но об этом чуть позже.

«Что же произошло? Несчастный скульптор изваял две кепки. Одна покрывала голову вождя. Другую Ленин сжимал в кулаке.

Чиновники поспешно укутали бракованный монумент серой тканью», - пишет Довлатов.

Согласно запискам писателя, утром памятник был вновь открыт. Якобы всего за ночь лишнюю кепку убрали.

Прочитав такое, сразу открыл на компьютере крупную фотографию памятника Ленину на площади Революции – вдруг о нем «что-то неизвестное» сообщил нам Довлатов?

«Правая его рука указывала дорогу в будущее. Левую он держал в кармане распахнутого пальто», - вот описание писателем «челябинского» памятника.

Но у фигуры Ленина, что на главной площади Челябинска, правая рука в кармане пальто, а в левой руке он сжимает кепку.

То есть уже не сходится с тем описанием, что дал Довлатов.

Тогда возникает вопрос: откуда вообще взялась у ленинградского писателя эта «челябинская история»? Никогда раньше про нее не слышал.

Памятник Ленину в Челябинске в самом центре города действительно есть – находится он на площади Революции.

Монумент был установлен в 1959 году по проекту скульпторов В. Зайкова и Л. Головницкого и архитектора Е. Александрова, спроектировавшего постамент.

Как известно, недалеко – на Алом поле – есть еще один небольшой памятник Владимиру Ленину, появившийся в середине 20-х годов и ставший одним из первых памятников Ильичу, ушедшему из жизни в 1924 году.

Сколько монументов «вождю» осталось сейчас в Челябинске – в его парках, скверах, на предприятиях города? Точно не знаю.

Напомню про один из таких бюстов вождю. Он встречает посетителей Музея ЧТЗ.

День 22 апреля в СССР был всегда особой датой, когда вспоминали о Владимире Ильиче Ленине, родившемся в этот день в 1870-м году. В прошлом апреле Ленину исполнилось уже 150 лет со дня рождения.

Что касается памятника Ленину на площади Революции, то он считается первым памятником в стране Советов «вождю мирового пролетариата», где он был изображен в движении, а не «замеревшим на месте».

Это составляло заслуженную гордость челябинских скульпторов.

Что касается «записок» Довлатова, то на самом деле, скорее всего, описанное им - художественная выдумка.

«Подобного не происходило ни в Челябинске, ни в других городах Советского Союза», - пишет по этому поводу один из авторов.

И все же остается вопрос: почему Челябинск так заинтересовал Довлатова?

Кстати, Сергея Довлатова южноуральцы могут считать своим земляком. Будущий писатель родился в 1941 году в Уфе. В столицу Башкирии его родители и бабушка были эвакуированы из Ленинграда в июле 1941 года.

В 1978 году Довлатов эмигрировал сначала в Вену, затем поселился в Нью-Йорке. К середине 1980-х годов добился в Америке читательского успеха, за 12 лет эмиграции издал 12 книг в США и Европе.

Довлатов напишет позднее о себе так: «В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски. В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что. Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой».

Новости партнеров

Нашли опечатку?