Свежие поводы для беспокойства дали два ЧП. Напомним, что произошло. Итак, в ночь на 5 августа самолет Sukhoi Superjet 100, летевший из Екатеринбурга в Москву, подал сигнал тревоги во время полета в районе Удмуртии. В итоге Sukhoi Superjet 100 аварийно сел в Казани.
Пассажиры улетели в столицу на другом самолете. Тем временем Татарская транспортная прокуратура начала проверку по факту экстренной посадки. Причина авиапроисшествия пока не названа.
В Челябинске рано утром 5 августа случился еще один похожий инцидент. Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия» вылетел в 05:25 в Шереметьево, но вскоре по техническим причинам экстренно вернулся. Сработал датчик низкого давления в топливной системе. 84 пассажира отправили в Москву резервным бортом.
Весной произошло несколько подобных ЧП. В частности, 24 марта в челябинском аэропорту совершил аварийную посадку самолет, у которого отказала стойка шасси.
Самая серьезная авария случилась 5 мая 2019 года. Sukhoi Superjet 100 в тот день сгорел в аэропорту Шереметьево в результате экстренной посадке. При этом погиб 41 человек.
От российского самолета стали отказываться иностранные компании, ссылаясь на сложности с техническим обслуживанием.
Что же происходит? Почему широко разрекламированный самолет то и дело попадает в хронику авиапроисшествий?
Напомним, что Sukhoi Superjet 100 – первый пассажирский самолет, созданный в нашей стране после распада СССР. Причем, его спроектировали только с применением цифровых технологий.
Однако с момента старта проекта все пошло не совсем гладко. Блогер Варламов отмечал, что самолёт изначально делался под европейский сертификат EASA. Но практически сразу выяснилось: отечественные производители комплектующих не готовы работать по международным стандартам. Пришлось использовать сертифицированные комплектующие западного производства.
Варламов подчеркивает, что США, Германия, Великобритания и Франция поставили ключевые элементы самолёта: авионику, системы управления и жизнеобеспечения, топливную систему, шасси, гидравлику, интерьер и кислородную систему, противопожарную систему, кресла экипажа, системы электроснабжения, колёса, тормоза, двери. Тогда как Россия обеспечила фюзеляж и крылья. Из положительных моментов для России: компания «Сухой» сделала для самолета хорошую электродистанционную систему управления.
Больше всего вопросов вызвало качество двигателей. Советское наследие не соответствует современным требованиям. Пришлось России создавать совместно с французами компанию PowerJet, которая и построила двигатель для Sukhoi Superjet 100. В результате того, что частично двигатель производят во Франции, частично в России, он получился не очень надежным. В горячей части двигателя иногда уже после тысячи часов работы появляются трещины.
Отдельной головной болью стал сервис. То и дело возникают проблемы с поставкой запчастей. В 2016-2017 годах компания «Гражданские самолёты Сухого» провела расследование и выяснила, что у новинки чаще всего отказывало пилотажно-навигационное оборудование, бытовое, аварийно-спасательное и системы кондиционирования. Средний показатель надежности составил 97,3%, что уступает показателям мировых лидеров (99%).
В январе 2021 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров признал, что при запуске продаж Sukhoi Superjet 100 в 2010-2011 году власти не были готовы к масштабной эксплуатации новинки. На сегодня проведена большая работа : сформирован пул длинноцикловых запасных частей, подготовлены логистические центры по хранению запчастей, чтобы оперативно поставлять их в режиме 24/7. В то же время Россия не отказывается от международной кооперации и сохраняет все принципы работы по отношению к зарубежным поставщикам агрегатов, компонентов и комплектующих.
Планируется к запуску новая модификация самолета - Sukhoi Superjet New.
В свою очередь владелец «Сухого» — холдинг «Объединенная авиастроительная корпорация» — давно обещал провести эффективную работу над ошибками.
Однако пока экстренные посадки самолетов Sukhoi Superjet 100, как мы видим, продолжаются.