Чем опасны фейковые аккаунты?

Социальные сети – сфера коммуникаций для России сравнительно новая и законом толком не отрегулированная. Этими обстоятельствами научились пользоваться мошенники. В том числе политические мошенники в условиях выборов.

Уточню, фейковые аккаунты - это аккаунты в соцсетях с ложной информацией о владельце странички. Для фейковых аккаунтов характерно отсутствие личных фотоальбомов (иногда даже на аватарке вместо фото рисунок или вообще ничего) и искаженная информация в профиле пользователя. А также небольшое, как правило, количество друзей. Причем, нередко таковыми «друзьями» оказываются заблокированные соцсетью аккаунты.

Как это началось?

С массовым появлением гаджетов многое в нашей жизни изменилось. Мы можем быть постоянно на связи, успеваем следить за огромным потоком информации. Многие нынче не представляют свою жизнь без социальных сетей и мессенджеров. Можно сказать, живут в сети.

Но у явления есть и оборотная сторона: в том числе фейковые аккаунты. Ложная информация, которую они распространяют, быстро расходится по сети. Большое количество пользователей, увы, принимают ее за правду.

Иногда даже возникают скандалы всероссийского масштаба. В 2013 году, например. появился фальшивый пресс-релиз про отставку Якунина с поста главы РЖД. Агентства получили сообщение, по формату напоминавший стандартный пресс-релиз правительства, с «фейкового» почтового ящика, имя которого напоминало адрес пресс-службы правительства.

Спецслужбы не смогли потом даже определить конечного отправителя фальшивого сообщения.

Были подобные примеры и в регионах. В январе 2021 года фейковые аккаунты атаковали администрацию Кургана. Используя в оформлении городскую символику и копируя написание названий официальных групп муниципалитета, мошенники полностью копировали посты действующей администрации, при этом в комментариях в грубой форме нападали на комментаторов, используя даже ненормативную лексику.

МВД предложило создать в России киберполицию для борьбы с мошенниками, создающими фейковые аккаунты. И такая киберполиция была создана. Называется это подразделение МВД - Управление «К». Оно ведет борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий. Но о больших результатах такой борьбы пока говорить трудно. Ниже покажем примеры, это подтверждающие.

Челябинск в данной теме впервые прозвучал в 2015 году. Тогда челябинец Денис Грибин создал фейковый аккаунт губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Публикации липового политика успели процитировать несколько мировых информагентств. В одном из постов псевдо-Саакашвили выступил с заявлением, что намерен сократить бесполезный персонал мэрии, помочь сэкономить стране четыре миллиона гривен и даже обещал перевезти на Украину свою семью. Грибин потом объяснял, что вяснял, насколько СМИ проверяют достоверность полученной информации.

А весной 2019 года были сделаны фейковые аккаунты в соцсетях от имени врио губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Такие аккаунты стали блокировать, но они возникали вновь.

2021 год: в чем особенности

SMM и таргетинг как инструменты в избирательных кампаниях в России начали активно применять лишь с этого года. И сразу обнаружились узкие места в законодательстве.

С одной стороны, вроде бы налицо свобода распространения информации, с другой, полный хаос и неразбериха при отсутствии полноценного государственного контроля. Поскольку часто распространяется информация недостоверная, вводящая в заблуждение миллионы читателей.

В рамках нынешней выборной кампании в Челябинской области такие фейковые аккаунты расплодились в большом количестве. Их целью стали действующие политики. В частности, досталось депутату Госдумы Олегу Колесникову (но не только ему). Стоит сказать, что в Златоустовском округе № 193 по предварительным оценкам насчитывается уже порядка 290 таких фейковых аккаунтов!

К сожалению, обычные граждане нередко доверяют всему, что читают в соцсетях. Если бы просто распространялась недостоверная информация бытового характера, это было бы полбеды. Но фейковые аккаунты всё чаще не столько публикуют информацию, сколько становятся источником разжигания социальной розни в обществе.

Даже если изначально читатель был, например, настроен по отношению к отдельно взятой персоне позитивно или нейтрально, то при наличии 15-20 негативных комментариев отношение сразу меняется. Хотя, если вчитаться, то видно, что налицо применение фактически «черных технологий». И за такой дезинформационной кампанией могут стоять 1-2 человека.

Часто посты, шельмующие политиков, написаны будто под копирку. Технология создания фейка примитивна. Регистрируется аккаунт под вымышленным именем (в нашем случае это Ярослава Морозова, Дмитрий Барышников и другие). При этом нередко на главной странице содержится пометка «Это закрытый профиль». Тут же от имени аккаунта в одной из групп в соцсети (чаще всего это Вконтакте) выкладывается пост, в котором парой предложений обозначается одна из проблемных в целом для общества тем. И немедленно ставится вопрос: а чем нам помог депутат такой-то? Подобные аргументы могут действовать не на всех. И тем не менее когда таких постов много, они начинают создавать определенный негативный фон. На иллюстрации – характерный пример фейкового аккаунта, с которого и размещают периодически «критические» посты.

Мол, беда с этими «красными зонами» в ковид-центрах. «Может, депутат Колесников решит вопросы с медициной»? С таким же успехом подобные вопросы можно ставить перед президентом страны Путиным. С гарантированным нулевым результатом. Ибо даже сама постановка вопроса не предполагает решения конкретных проблем. Что это такое «вопросы с медициной»? Некачественная медпомощь? Если да, то когда, кому и где она была оказана или не оказана? Может, нехватка больниц? Или отсутствие нужных специалистов? А может, завышенная цена на лекарства? Понять невозможно.

Одно дело, когда гражданин обозначает перед парламентарием или исполнительной властью конкретную проблему, требующую решения. Например, давно не ремонтировали дорогу на таком-то участке или отремонтировали из рук вон плохо. Как вариант - сигнал может касаться текущей крыши в доме № Х на такой-то улице. Важная тема - задержка выплаты пособий конкретной семье или многим семьям в таком-то районе/регионе.

Когда жалоба имеет конкретное содержание, депутат может предпринять реальные шаги и проблему решить (или хотя бы попытаться). И совсем другое, когда предлагается «решить вопрос с медициной» или разобраться с ростом цен на продукты в России. Или вот еще есть проблема с большой скоростью электросамокатов… И вообще «раньше за вас голосовал, результатов не увидел, больше голосовать не буду».

Иногда доходит до откровенных курьезов. Фото вышеупомянутого Дмитрия Барышникова (якобы из Златоуста, который как раз написал депутату Колесникову, что голосовать за него больше не будет) полностью совпало, например, с фото реального жителя Белоруссии Дмитрия Канцелярчика! Можете сами убедиться при сравнении фотографий.

Ни о какой объективности подобных постов говорить не приходится. Ответственности за эти публикации их авторы не несут. Да и реальные имена авторов часто остаются неизвестными. При этом соцсети ситуацию фактически не контролируют.

Результат действий фейковых аккаунтов налицо - накаляется ситуация в обществе, которая и без того напряжена в связи с эпидемией. У граждан накапливается раздражение в отношении власти в целом. Бог знает во что, как и где это раздражение выплеснется.

Отдельно взятый депутат, разумеется, может разобраться с той или иной проблемой, у которой есть точный адрес и ясно изложена суть ситуации. Но он не может решить все проблемы страны разом. Этого не может сделать никто, и гражданам важно это понимать.

Разрешение на использование электросамокатов выдает муниципалитет, за ситуацию с ценами на товары отвечают торговля (в основном частные организации, будь то сеть или «магазин возле дома») и федеральный Минпромторг, за лечение ковидных больных – конкретная больница и Минздрав. И так далее.

Что делать?

Конституция России четко фиксирует в статье 23: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Эта статья очевидным образом нарушается создателями вышеуказанных фейковых аккаунтов. Но разве мы видим в данном случае эффективную работу того же управления «К»? Или хотя бы избиркома и Роскомнадзора.

Что касается предвыборной агитации, федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в статье 62, посвященной предвыборной агитации, указал: «

  1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются: 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам)».

Понятно, что такая агитация должна вестись в соответствии с законом. Подзаборная «критика» от фейковых комментаторов совершенно недопустима.

Напомним, что в округе №193 по выборам депутатов Госдумы в этом году зарегистрировано 11 кандидатов. Это Сергей Гаврюшкин (партия «Родина»), Олег Колесников (партия «Единая Россия»), Валентина Комкова (партия «Яблоко»), Денис Лезин (партия «Новые люди»), Павел Логинов (партия «Справедливая Россия – Патриоты – За правду»), Константин Нациевский (КПРФ), Виталий Пашин (ЛДПР), Петр Свечников («Российская партия свободы и справедливости»), Михаил Сметанин (партия «Коммунисты России»), Степан Фирстов («Российская партия пенсионеров за социальную справедливость») и самовыдвиженец Владислав Шубин.

Хотелось бы, чтобы предвыборная кампания всеми кандидатами велась строго по закону. Включая агитацию за себя и критику конкурентов.

Новости партнеров

Нашли опечатку?