Реформа общественного транспорта Челябинска и Челябинской агломерации: шаг за шагом

В столице Южного Урала началась реформа системы общественного транспорта. Этот процесс займет ближайшие годы. Но в результате очень многое должно измениться к лучшему.
Реформа общественного транспорта Челябинска и Челябинской агломерации: шаг за шагом
Фото: телеграм/ПУЛ№74

Автобусы

Новые автобусы в Челябинск приходят по нацпроекту «Чистая страна». Всего поступит 157 автобусов на газомоторном топливе. Они будут в распоряжении ООО «ОГТ» («Общественный городской транспорт»), принадлежащее Челябинску.

- Фактически за несколько лет обновим парк автобусов. Доля частного транспорта останется, но мы со следующего года частников переводим на регулируемые маршруты, будем выставлять требования по подвижному составу. Пассажиры смогут пользоваться всеми льготами и проездными в частном транспорте, который будет жить по общим правилам, — сказал по этому поводу губернатор Алексей Текслер.

В министерстве дорожного транспорта и инфраструктуры отмечают, что основная проблема Челябинска в части организации автобусного движения— отсутствие магистральных маршрутов. И в Челябинской агломерации та же проблема. А магистральный маршрут— это прежде всего транспорт особо большой вместимости и единый проездной билет (что означает регулируемый тариф).

Трамваи

Большое обновление запланировано трамвайной инфрастуктуры, включая замену рельсов на многих участках, обновление подвижного состава, установку платформ для пассажиров трамваев в тех местах, где до сих пор люди на остановках выходили фактически прямо на дорогу. На днях в Челябинске началась установка бордюров вдоль трамвайных путей. Об этом рассказал на своей странице в Twitter заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта области Александр Егоров:

В Челябинске началось физическое обособление трамвайных путей бортовым камнем. Всего будет отделено 10 километров линий. Еще один шажок на пути к скоростному трамваю!

Высота таких бордюров — 15 сантиметров. Подобные бордюры установят на восьми участках движения трамваев в областном центре.

Важными моментами обновленной системы движения трамваев в Челябинске должны стать переход на полунизкопольные вагоны, организация приоритетного движения, «зеленая волна» для трамваев.

По поводу финансирования реформы Егоров в одном из интервью отметил:

- Много лет в Челябинске не обновлялась транспортная инфраструктура. И вот губернатор недавно принял решение — 1,3 миллиарда рублей выделяется на закупку трамваев и ремонт путей. Это первоочередная задача, чтобы как-то сбалансировать нашу систему.

При этом трамвай, по мнению замминистра, остается выгоднее других видов транспорта. В том числе потому, что на больших пассажиропотоках себестоимость поездки меньше. Сами трамваи долговечнее автобусов. Даже нынешние старые вагоны можно обновить, установив новый кузов, кузовные панели, а внутри— новые сиденья, климат-контроль.

Предполагается, что результатом реформы трамвайного движения станет заметное повышение скорости движение трамваев, от чего выиграют все. На длинных перегонах, как прогнозируют в министерстве дорожного хозяйства и транспорта, скорость движения трамваев должна достигать 60 километров в час на новых современных путях. А чтобы появились такие пути, планируется не просто заменить рельсы, но и создать так называемый «бесшовный» путь, с заваренными стыками рельсов.

Троллейбусы

Что касается троллейбусного движения, то его в Челябинске сохранят. Однако заметного развития данного вида транспорта не прогнозируется. При этом троллейбус с автономным ходом - один из пунктов заявки Челябинской области на участие в программе «Безопасные и качественные дороги». Об этом рассказали в министерстве дорожного хозяйства и транспорта.

Власти Челябинской области готовы заключить концессионное соглашение с компанией «Синара» на передачу ей в управление городской троллейбусной системы. Концессия рассчитана на 15 лет. Инвестиции запланированы в размере 11,5 миллиарда рублей.

«Синара» поставит в Челябинск 168 троллейбусов, реконструирует два троллейбусных депо, проведет капремонт трех действующих подстанций и построит еще три, модернизирует контактную троллейбусную сеть города в целом.

Реформа

Министерство дорожного хозяйства и транспорта области ранее объявило, что 2021 год станет переходным периодом, в течение которого состоится активная подготовка инфраструктуры к комплексному изменению маршрутной сети.

Оператором транспортной системы намечен ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области». Эта организация станет распределять маршруты между перевозчиками, а также раздавать дотации за успешную работу на маршрутах. Эта работа затронет всю Челябинскую агломерацию, а не только областной центр.

Перенос сроков начала реформы власти региона объяснили тем, что Южно-Уральский госуниверситет (ЮУрГУ), который подготовил проект реформы, не успел изучить транспортные потоки в условиях пандемии коронавируса, которая нарушила привычный график жизни города. Отметим, ЮУрГУ по заказу Министерства дорожного хозяйства и транспорта разработал проект создания современной системы общественного транспорта до 2030 года.

Из 1500 единиц техники, которые нужны для обеспечения агломерации общественным транспортом, частники составят 30%, остальной объем перевозок заберет «ОГТ» Челябинска.

Условием допуска на маршрут станет наличие необходимой техники: современных низкопольных автобусов, оснащенных видеокамерами и другими устройствами.

Реформа растянется на 2021-2024 годы. Ближайшей зимой на новую систему работы перейдут самые денежные маршруты. Летом подключат Копейск, поселок Западный, райцентр Долгодеревенское.

В 2021 году на реализацию реформы выделили из областного бюджета 600 миллионов рублей, а на 2022 год потребуется вдвое больше средств.

Министр дорожного хозяйства и транспорта области Алексей Нечаев рассказал, в чем будет преимущество новой системы для пассажиров, которые ездят в масштабах Челябинской агломерации (областной центр и пригороды):

- Агломерация нужна для развития Челябинска и пригорода — Сосновского района, Копейска. Границы между нами уже давно размыты. Но сейчас, чтобы попасть в Челябинск из пригорода, нужно добраться до определенной остановки, потом сделать пересадку, а быть может, и не одну. Человек один раз платит 25 рублей, второй, третий... И на обратном пути столько же. Мы хотим, чтобы была одна цена, какая-то средняя. Чтобы было комфортно и быстро. Пока, на первом этапе, речь идет об увязке трех муниципальных образований. А вообще, в перспективе — семи. К трем основным добавятся еще Коркино, Красноармейский район, Еткуль, Еманжелинск.

Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта области Александр Егоров спрогнозировал, что за три года из региона полностью вытеснят маршрутки, на дорогах городов Челябинской области появится наконец-то порядок.

Важнейшим принципом транспортной реформы с точки зрения финансов станет переход на транспорт большой вместимости, а значит, работа «в белую». Полукриминальные схемы сегодняшних маршруток уйдут в прошлое.

Бывший депутат Госдумы Анатолий Литовченко со своей стороны акцентировал внимание на том, с чего все началось:

- В Челябинскую область привлекаются миллиарды на ту же транспортную инфраструктуру. Это вызывает большое уважение. Я знаю, как сложно получить приоритет из 80 регионов. И сегодня губернатору удается это сделать.

Новости партнеров

Нашли опечатку?