«Железные сердца» с челябинской пропиской становятся сильнее и долговечнее

Сегодня челябинскими дизелями оснащается отечественная бронетанковая техника России.
«Железные сердца» с челябинской пропиской становятся сильнее и долговечнее
Моторы ЧТЗ. Фото Музея ЧТЗ.

На заводе ЧТЗ 80 лет ведутся работы по созданию мощных дизелей.

12 декабря – знаменательная дата для челябинской промышленности: именно в этот день в 1941 году на Челябинском тракторном заводе был собран первый дизельный двигатель.

Сегодня челябинскими дизелями оснащается отечественная бронетанковая техника страны.

После начала Великой Отечественной войны на базе Челябинского тракторного завода был сформирован уникальный промышленный комбинат по выпуску танков и танковых моторов, получивший вскоре неофициальное название Танкоград.

18 сентября 1941 года в Челябинск был отправлен первый из 26-ти эшелонов с оборудованием и специалистами Харьковского дизель-моторного завода №75. Через два месяца после эвакуации на ЧТЗ (в годы войны – Челябинский Кировский завод, ЧКЗ) было собрано 18 двигателей из деталей, привезенных из Харькова.

Днём рождения моторного производства ЧТЗ стало 12 декабря 1941 года, когда на заводе был собран двигатель из челябинских частей.

Всего же за годы войны в Челябинске было выпущено 48,5 тысячи танковых дизелей, которыми оснащали танки типа КВ, ИС, Т-34, самоходные установки, а также технику других танковых заводов.

В январе 1942 года ЧТЗ выпускал 10 дизелей в сутки, а к концу того года уже дал фронту более 9 тысяч двигателей В-2.

В 1944 году выпуск двигателей достиг максимального объема – более 15 тысяч штук в год. В июле 1945 года работа коллектива завода была отмечена высокой правительственной наградой – орденом Ленина.

После войны двигатель В-2 модернизируется. В этом был большой вклад почётного жителя Челябинска Ивана Трашутина – руководимый им коллектив оснащает широкую линейку бронетанковой техники, выпускаемой предприятиями СССР.

Нашлось применение дизелю и на гражданском поприще – им оснащают мощные дизель-электрические трактора ДЭТ-250.

Так как потребности в двигателях росли, в конце 1974 года правительство СССР приняло решение о строительстве нового моторного завода без остановки действующего производства.

Уже через четыре года моторный корпус, оснащенный современным оборудованием, был принят в эксплуатацию. В тот же период конструкторы ЧТЗ разработали многотопливный дизельный двигатель В-46, затем было создано семь его модификаций мощностью от 650 до 780 л.с., которыми оснащались новые танки Т-72.

Сегодня модернизированные танки Т-72б3 получили двигатели мощностью до 1130 л. с., которые каждый год подтверждают свою надежность на «Танковом биатлоне». Для современного танка Т-90С «Прорыв» разработан и запущен в серийное производство новый турбопоршневой двигатель В-92С2, превосходящий по своим характеристикам зарубежные аналоги.

«Челябинский двигатель – один из лучших: среди отечественных производителей у нас нет конкурентов, более того, мы опережаем многие аналоги зарубежных производителей. И нам важно сохранить лидирующие позиции и, естественно, не останавливаться на достигнутом, - отмечает начальник производства дизельных двигателей ЧТЗ Олег Терентьев.

Сегодня, выполняя гособоронзаказ, ЧТЗ производит дизельные двигатели мощностью до 1500 л.с. для российской бронетанковой техники. Танки Т-72, Т-90 «Прорыв», БМПТ «Терминатор», артиллерийские самоходные установки «Акация», «Мста-С», «Коалиция-СВ», пушка «Малка» оснащаются челябинскими «железными сердцами».

В апреле на рабочей встрече губернатора области Алексея Текслера с заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олегом Бочкаревым отмечалось: по итогам 2020 года ЧТЗ вошел в тройку лучших предприятий-исполнителей по гособоронзаказу в регионе.

Новости партнеров

Нашли опечатку?