Задание для японского трактора «уральский богатырь» выполнил в десять раз быстрее

Удивительные факты есть в истории самого большого трактора в мире, сделанного в Челябинске.
Задание для японского трактора «уральский богатырь» выполнил в десять раз быстрее
Трактор Т-800. Фото: пресс-служба ЧТЗ

Какой может стать судьба уникального сверхтяжелого трактора? Эта история – еще один повод для гордости за челябинских мастеров.

В далеком уже 1983 году на ЧТЗ был собран первый сверхтяжелый трактор Т-800.

В последние годы Челябинск стремится стать более интересным и привлекательным городом: как для своих жителей, так и для его гостей. На это работает пешеходная улица Кировка, благоустроенные набережные реки Миасс, многое другое.

Но есть в городе люди-бренды, знакомство с которыми - важная часть знакомства с городом, повод для гордости и удивления. И есть вещи-бренды, уникальные, неповторимые.

Многие сразу же вспомнят про метеорит, хранящийся в стенах Исторического музея. Да, этот космический камень любопытен, но в его появлении особой роли челябинцев нет.

Поэтому речь - о других вещах, рукотворных. Одной из них без сомнения является трактор-богатырь.

Всего их сделали десять штук – таких сверхтяжёлых тракторов Т-800. Как его можно сравнить с обычным, привычным для нашего взора трактором? Наверное, так: это то же самое, что «БелАЗ» по сравнению с самосвалом средних размеров.

Т-800, запущенный в производство на Челябинском тракторном заводе в 1983 году, в 1990-м году попал на страницы Книги рекордов Гиннесса, как самый производительный в мире бульдозер.

Такое «попадание», конечно, любопытно само по себе. Но, наверное, более важным будет, если «богатырь» начнет работать на престиж и интерес к городу.

Трактор Т-800 задумывался как главный помощник при разработке грунтов, где бессильна взрывчатка. Сначала он был задействован на строительстве атомной электростанции, затем использовался на реконструкции ММК.

Любопытно: задание, которое на комбинате давали японскому трактору на две недели, челябинец выполнял за одну смену.

Мощь и высокая производительность стали визитной карточкой челябинского бульдозера. Под особые заказы на ЧТЗ было изготовлено десять Т-800. На предприятии сохранился один из собранных тогда Т-800.

«Считаю, что трактор должен обязательно быть сохранен на заводе. Было бы здорово, если бы на заводских мероприятиях, выставках, на Дне рождения завода его вместе с другой техникой выставляли на обозрение – ветеранам это было бы очень приятно», – говорит Эрик Яровой, один из создателей трактора Т-800.

«В крайнем случае, если все-таки рассматривать возможность хранения и использования трактора не на заводе, то только в специализированном музее техники, например. Ведь это уникальный экспонат челябинского машиностроения», - добавил ветеран завода.

Недавно на челябинский завод пришло письмо из Австралии. В нем австралийский любитель-моделист Филипп Говенлок рассказал об усовершенствовании трактора - гиганта Т-800.

Филипп занимается конструированием и 3D-моделированием уникальных образцов мировой техники. Несколько лет назад в поле его интереса попал трактор-гигант производства ЧТЗ Т-800. Филипп в 2014 году обратился к руководству завода с просьбой выслать ему фотографии и рисунки заводского агрегата. Австралиец собирался тогда сконструировать модель масштабом 1:16.

В письме автор сообщает о дальнейшей судьбе своей модели, об изменениях, которые он внес в конструкцию, об использовании.

«Добрый день, уважаемые тракторостроители! Сообщаю вам свежие новости о радиоуправляемой модели ЧТЗ Т-800 в масштабе 1/16, которую я сделал несколько лет назад. Изначально у меня были траки, сделанные с помощью 3D-печати, потому что это был единственный способ точно воспроизвести машинные следы.

Трактор, конечно, хорошо смотрелся, когда стоял на полке, но когда я использовал 3D-модель трактора в действии – на грунте угольной шахты – звенья гусеницы 3D ломались под грунтозацепом. А я уже сказал, что у меня это радиоуправляемая модель, и я со своими товарищами увлекаюсь испытаниями моделей в реальных условиях.

В этих «играх» принимают участие взрослые мужчины, в том числе те, чья работа связана с управлением трактора на угольной шахте.

Недавно я установил на Т-800 стальные грунтозацепы и цепи, чтобы эту модель можно было использовать, как и другие мои бульдозеры в масштабе 1/16.

Сообщаю, что с момента создания модели трактора Т-800 я также сконструировал и самый большой бульдозер в мире KomatsuD575A-2, ,бульдозеры Allis-Chalmers HD-41, Fiat Allis 41-B и Komatsu D455A. Уверен, что вы знаете: наряду с Т-800 каждая из этих моделей имеет большое значение – каждая машина была крупнейшим серийным гусеничным трактором в мире на момент выхода на рынки.

Выражаю свою надежду, что трактор Т-800 удастся сохранить на заводе навсегда. Ведь это важная часть мировой истории гусеничных тракторов. По сути, Т-800– это такой же рекордсмен, как транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности Mриа АН-225, или как сверхзвуковой пассажирский Конкорд. С уважением, Филипп Говенлок. Австралия»

Такое вот письмо. А эти заметки – фрагмент из книги о Танкограде «По городу, которого нет на карте».

Книга хоть и о периоде Великой Отечественной войны, но есть в ней истории, не связанные с войной, но которыми также можно и нужно гордиться челябинцам.

Например, трактора ЧТЗ в конце 50-х годов помогали осваивать Антарктиду. История про трактор-богатырь также может стать вкладом в сохранение памяти о выдающихся достижениях челябинских тракторостроителей.

Новости партнеров

Нашли опечатку?